Святыни Татарстана
09 Январь 2013
Приглашаем верующих и неравнодушных к судьбе России - участвовать в региональном проекте «Святыни Татарстана», который инициирован местным отделением «Русского Географического общества» г. Чистополя, по благословлению Митрополита Татарстанского Анастасия и Муфтия Ильдуса Хазрата Фаизова.
Основными целями проекта являются: воспитание культуры толерантности; формирование активной гражданской позиции жителей региона; воспитание патриотических чувств молодого поколения; развитие интереса к истории родного края; популяризация местной истории, связанной с духовной жизнью края; увековечение памяти об утерянных православных, мусульманских храмов.
Проект «Святыни Татарстана» предусматривает масштабную работу по установлению мемориальных досок, поклонных крестов, стел на местах разрушенных, исчезнувших православных, мусульманских храмов с их кратким описанием истории.
В 2013 г. акции проекта будут проходить на территории связанной со строительством в 1957 г. Волжской гидроэлектростанции и образованием Куйбышевского водохранилища, которое затопило полностью или частично 290 населенных пунктов. В зону затопления в РТ попало 78 населенных пунктов. Под водой оказались 14 храмов и 8 мечетей многие из них были даже не разобраны. «Великое переселение» оказалось трагедией для многих тысяч жителей. Очевидцы тех событий, рассказывая, до сих пор плачут, говорят, что их души остались под водой.
Перечень храмов ликвидированных при строительстве ГЭС.
Камско-Устьинский район
Барские Каратаи (советское название Красные Каратаи, не существует). Троицкая церковь, деревянная (1762–1905). Была ли церковь снесена неизвестно
Барское Тенишево (советское название Тенишево, не существует). Никольская церковь (1907). Была ли церковь снесена неизвестно
Кирельское. Обновления Храма Воскресения Христова церковь. Село существует, но место, где стояла церковь затоплено
Чершалан (не существует) Казанско-Богородицкая церковь, деревянная (1821). Село было населено мордвой-каратаями. Была ли церковь снесена неизвестно.
На левом берегу Волги
Спасский район
г. Спасск (советское название – Куйбышев-татарский) Троицкий собор (1854).
Куйбышевский Затон (Спаский Затон). Никольская церковь, деревянная (1861).
Болховская (не существует. Казанско-Богородицкая церковь, деревянная (1911).
Куралово. Преображенская церковь, деревянная (1901).
Маклашеевка. Покровская церковь (1900).
Ново-Мордово (не сущ.). Троицкая церковь, деревянная (1861). Закрыта в 1930-е гг. Вновь открыта Постановлением ЦИК РСФСР от 29 октября 1945 года. После затопления вместо нее открыли молельный дом в п. Ржавец, существующий до сих пор.
Тенишево (не существует). Казанско-Богородицкая церковь, деревянная (1890).
Правый берег Камы
Лаишевский район
Мансурово (не существует). Воскресенская церковь (1806–1879).
Мысы (не существует Богородице-Скорбященская церковь, деревянная (1906).
Левый берег Камы
Алексеевский район
Мурзиха (не существует). Богородице-Рождественская церковь, деревянная (1885).
По вышеперечисленному списку организуется подводная экспедиция к месту затопления храма. В подводных работах принимают участия взрослый и молодежный состав подводно – исследовательского отряда РГО РТ. При обнаружении здания храма производится описание объекта, видео съемка, фиксируются точные координаты. На поверхность поднимается небольшая часть фундамента храма. На берегу, около затопленного храма, воздвигается памятный крест с табличкой, служится молебен.
Первая акция проекта прошла 3 июля 2012 г. в Мурзихе. Это было очень волнующее событие. По велению сердца сюда приехали жители Чистопольского, Алексеевского районов, были гости из Казани, многие из них - с детьми. Участниками мероприятия стали воспитанники социального учреждения «Теплый дом», волонтерский отряд «Мангуст» ЦСПСиД «Салават купере», воспитанники православного лагеря «Речное» Алексеевского района, афганцы во главе с Рафисом Махмутовым,. Знаком уважительного отношения к православию стало присутствие Мухаммад-хазрата мечети «Нур».
назад к списку новостей